الربيع العربي (taxfree) wrote,
الربيع العربي
taxfree

Доклад Chatham House "Вызов России"



Ниже перевод доклада ученых британского центра Chatham House который сегодня активно обсуждается в русском сегменте сети.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Резюме и рекомендации
Война в Украине и попытки B.B. Путина разрушить сформировавшуюся после холодной войны систему
международных отношений в Европе заставили многие западные государства пересмотреть свое
отношение к России. До 2003 года считалось, что обновленная Россия может стать конструктивным и
здоровым членом международного сообщества. Однако постепенно пришло осознание того, что пока Москва
придерживается своего нынешнего политического курса, она не может быть партнером или союзником,
и что существующие различия перечеркивают любые общие интересы России и Запада.
В России нарастают внутренние проблемы – слабеющая экономика и политическая культура, которая душит
деловую и гражданскую инициативу. Все это угрожает как безопасности в Европе, так и стабильности самой
России. Иными словами, существующий российский вызов – главная тема этого доклада – имеет двоякую
природу: с одной стороны, он брошен Западу, который вынужден противодействовать растущей российской
угрозе существующему международному порядку, а, с другой стороны, это вызов и для самой России.
У президента В.В. Путина ограничен выбор действий. С точки зрения долгосрочных интересов России
самым разумным было бы провести структурные реформы внутри страны и достичь взаимовыгодных
договоренностей с различными по своей мощи и влиянию внешними игроками. Однако такая политика
поставила бы под угрозу возможность В.В. Путина и его окружения удержаться у власти. Несмотря на то,
что реформированная Россия выиграла бы от более тесной интеграции с Европейским Союзом, Кремль
сейчас выступает против расширения ЕС за счет стран, входящих в его заявленную «сферу интересов», на
которую он претендует, так же жестко, как когда-то выступал против расширения НАТО. В.В. Путин стал
активнее реализовывать ту политическую стратегию, которая была принята им после возвращения на пост
президента в мае 2012 года. Последняя включает ужесточение репрессий внутри страны, усиление
централизованного управления экономикой, разжигание антизападных националистических
настроений, увеличение расходов на оборону и стремление к установлению гегемонии на широком
постсоветском пространстве. Этот политический выбор загнал режим в тупик. России
нужны реформы, но им мешают серьезные политические препятствия внутри страны. В то же время, если
Москва продолжит придерживаться нынешнего курса, как в сфере экономического управления, так
и в сфере международных отношений, это усилит угрозу для Европы и приведет к серьезным, если не
катастрофическим, последствиям для самой России.

Авторы данного доклада пытаются ответить на следующие вопросы: какова возможная цена этих
последствий? Сможет ли Россия с ними справиться? Что произойдет в противном случае? Как Запад должен
реагировать на российские процессы в ближайшей и
более длительной перспективе?

Структурируя проблему российского вызова
Изменение в российском восприятии Запада

«Новая модель развития России», предлагаемая президентом В.В. Путиным – это независимая «Великая
Держава», восстанавливающая свое геополитическое положение на собственных условиях. Эта модель
отражает глубокое чувство неуверенности и опасений того, что интересы России пострадают,
если она потеряет контроль над соседними странами. Такая модель в корне расходится с концепцией
международного порядка, которую приняла Европа. Поэтому перспектива стратегического партнерства
с Россией, к которому стремились многие на Западе, становится все более призрачной из-за
несовместимости интересов России и Запада и конфликта их ценностей.
Полностью отвечающая личным интересам кланов, обязанных В.В. Путину своим существованием,
широким слоям российского общества эта модель
преподносится в патриотической упаковке. Не так
легко будет ослабить то влияние, которое правящая
группировка осуществляет над экономическими
и политическими рычагами – в гражданской
администрации, в вооруженных силах и в органах
безопасности. Однако сейчас режим столкнулся с
самыми серьезными проблемами за пятнадцать лет
своего существования. Со временем экономические
проблемы в сочетании с безудержной коррупцией
на высшем уровне вызовут растущую потребность в
переменах. Новая модель развития России неустойчива,
и западным правительствам следует разработать
возможные варианты реагирования на различные
сценарии таких перемен.
Слабость экономики
Экономика России перешла в стадию рецессии. Даже
когда экономический рост восстановится – если
это вообще произойдет – он будет в лучшем случае
вялым и неустойчивым. Факторы, тормозящие
рост российской экономики, имеют структурный,
конъюнктурный и геополитический характер. В
долгосрочной перспективе, возможность роста будет
серьезно ограничена сокращением экономически
активного населения и мерами, которые путинская
система использует для ограничения конкуренции и
частных инвестиций. Рыночные факторы и внешние
конфликты создают дополнительные проблемы на
неопределенную перспективу. Независимо от того, как
долго эти проблемы будут оставаться нерешенными,
России будет экономически трудно поддерживать
экспорт энергоносителей на текущем и планируемом
уровне и финансировать свою амбициозную
программу перевооружения.
Сами по себе, европейские и американские санкции
вряд ли спровоцируют такие экономические трудности,
которые заставят Россию отказаться от своей политики
в отношении Украины. Напротив, для российского
руководства они являются удобным объяснением, на
которое можно списать существующую стагфляцию.
Тем не менее, санкции оказывают ощутимое давление
на режим при продолжающейся с Западом. Масштаб
западной экономической помощи Украине является
важным фактором в новой геоэкономической
конкуренции между Западом и Россией.
Украина: война трактовок и оружия
Конфликт в Украине является определяющим фактором
в обеспечении европейской безопасности в будущем.
Кремль считает, что Европе не хватает готовности
заплатить необходимую цену для защиты своих
принципов. Москва недооценила единство и стойкость
Украины. Но это не значит, что ей не удастся достичь
своих основных целей – если не взять под контроль,
то хотя бы расчленить Украину, сохранив западные
окраины России в качестве своего «привилегированного
пространства» и заставить Европу признать, что
«безопасности без участия России не может быть».
Для Кремля война – это противостояние не только
ресурсов, но и воли. При отсутствии факторов,
сдерживающих российскую военную силу, риск состоит
не в том, что Россия сможет навязать военное решение,
а в том, что ей удастся реализовать политический
сценарий, который нанесет ущерб интересам Запада
и сведет на нет его усилия. Разрешение конфликта,
основанное на условиях, продиктованных современной
Россией, не может быть устойчивым.
Внешняя политика России по отношению к Западу
С начала кризиса вокруг Украины в российской внешней
политике и ее ценностях не произошло никаких
кардинальных изменений. Россия сигнализировала о
своих амбициях и намерениях более десяти лет назад, но
тогда Западу было удобно не обращать на это внимания
и предаваться фантазиям, что Россия развивается в
x | Chatham House

направлении либерально-демократической модели,
устраивавшей Запад. Война в Украине – это, кроме
прочего, результат политики попустительства, которую
Запад осуществлял по отношению к России.
Запад считает бывшие советские республики
полностью суверенными странами. Поэтому
стремление В.В. Путина восстановить российское
господство в странах, которые были в прошлом
подвластны ей, – суть «российского вызова» для
Европы. Но существуют еще и дополнительные
проблемы, такие как незаконные действия России в
ЕС по монополизации рынка и кооптации европейской
элиты, ее отчаянная погоня за равноправием с
Соединенными Штатами и стремление, невзирая на
последствия для себя и других, продвигать собственные
интересы или то, что она считает таковыми.
Российский инструментарий
Правительство России продвигает свои интересы
с помощью широкого спектра мер, направленных
против своих соседей. Ни одна из них не совместима с
европейскими понятиями международных отношений,
основанных на сотрудничестве. Кроме известных
случаев прекращения поставок энергоносителей и
наложения торгового эмбарго, применялись и другие
инструменты, такие как использование подрывного
потенциала российских зарубежных общин,
pазличные формы кибератак и кооптация деловых
и политических элит. Один из самых типичных
способов, которые использует Кремль для сохранения
рычагов влияния на своих соседей – это разжигание
старых конфликтов или их замораживание для
возможного использования в будущем.
Два конкретных инструмента внешнеполитического
влияния, чей потенциал Москва активно развивала
после вооруженного конфликта с Грузией в 2008
году – это вооруженные силы России и ее ресурсы по
ведению информационной войны. Оба инструмента
весьма эффективно использовались во время кризиса
вокруг Украины и, скорее всего, в будущем будут
опять использованы в других местах. Интенсивное
наращивание Москвой собственного военного
потенциала, несмотря на экономические трудности,
имеет целью сократить отставание от западных
вооруженных сил, во главе с Соединенными Штатами,
чтобы уменьшить риск, связанный с возможной
российской военной интервенции в будущем.
Ожидания России и Запада
Коренная причина кризиса вокруг Украины кроется
во внутреннем развитии России и ее неспособности
найти удовлетворительную модель развития после
распада Советского Союза. Путин и его окружение
– это не Россия и ее народ, и их интересы не
обязательно совпадают.
Запад не имеет ни желания, ни средств, чтобы
содействовать или препятствовать смене режима
в России. Но западные страны должны учитывать
возможные последствия хаотического развала
путинской системы.

Рекомендации
Среди западных политиков будут сохраняться
разногласия в оценке серьезности проблемы России
и того, как лучше реагировать на нее. Однако уже
складывается консенсус относительно того, что
Россию невозможно интегрировать в европейский
международный порядок на основанни правил,
признанных всеми европейскими государствами, до
тех пор пока не произойдет кардинального изменения
кремлевского курса. И такое изменение должно
произойти изнутри.
Поэтому Запад должен разработать и внедрять
четкую и последовательную стратегию по отношению
к России. Насколько возможно, такая стратегия
должна основываться на общей трансатлантической и
европейской оценке российских реалий и понимании
поведения России, а не на удобных или модных мифах
и стереотипах.
Сплоченность Запада – критический фактор конечного
успеха. По крайней мере, главные западные игроки
должны координировать свои действия и работать
в тесном взаимодействии между собой. Западная
стратегия должна включать следующие четкие цели
и предусматривать краткосрочные и долгосрочные
средства их достижения.
Стратегические цели Запада
•     Сдерживать и ограничивать попытки
принуждения со стороны России по отношению
к ее европейским соседям – сколь долго это
будет необходимо, – но не создавать при
этом фиксированных разделительных линий.
Двери должны оставаться открытыми для
возобновления взаимодействия с Россией в
будущем, когда изменятся обстоятельства. Нельзя
с уверенностью ожидать, что это произойдет при
В.В. Путине, но также невозможно предсказать,
каким будет следующий режим. В то же время
существует вполне резонная вероятность, что
спад в российской экономике, расходы на
конфронтацию и подъем Китая положительно
повлияют на готовность будущего российского
руководства к возобновлению сотрудничества
с Западом.
•     Восстановить целостность европейской системы
безопасности, основанной на суверенитете,
территориальной целостности и праве государств
самостоятельно определять свою судьбу.
•     Найти более эффективные способы убедить
российский режим и российский народ в том,
что их долгосрочным национальным интересам
отвечает интеграция России в основанную на
правилах Европу, а не изоляция в качестве
регионального гегемона.
•     Регулярно и систематически объяснять политику
Запада в дискуссиях с Китаем и всеми бывшими
советскими республиками, большинство из
которых имеют основания для обеспокоенности
российской политикой, даже если они в этом не
признаются. В некоторых из этих стран далеко
не безупречная система управления, но это не
означает, что они должны слышать только точку
зрения Кремля.
•     Подготовиться к осложнениям и возможностям,
которые неизбежно представятся, когда в России,
наконец, произойдет смена руководства.
•     Не изолировать Россию и россиян. Режим
президента Путина уже занимается этим весьма
эффективно, и помогать ему изолировать россиян
от внешнего мира не входит в интересы Запада.
Конкретные цели и задачи политики Запада
•     Решающее значение имеет трансформация
Украины в эффективное суверенное государство,
способноe постоять за себя. Для этого требуется
гораздо больше усилий (политические,
человеческие и финансовые ресурсы, а также
масштабная программа технической помощи),
чем то, что делалось до сих пор. Крах Украины
усугубит нестабильность в Восточной Европе,
увеличит риск новых авантюр со стороны Кремля
и ограничит перспективы потенциальных
благоприятных перемен в России.
•     Проект ЕС «Восточное партнерство» должен стать
инструментом, который позволит Европейскому
Союзу и его отдельным членам укрепить
суверенитет и экономику восточных партнеров,
проявивших готовность провести серьезные
политические и экономические реформы.
•     Эффективность санкций против России зависит от
их продолжительности и жесткости. Санкции были
введены в ответ на нарушение территориальной
целостности Украины и должны оставаться в силе
до тех пор, пока этот вопрос не будет полностью
решен. В частности, привязывание отмены
санкций исключительно к выполнению плохо
проработанных и изначально хрупких минских
соглашений обречено на провал.
•     Запад не должен возвращаться к сценарию
сотрудничества с Россией в более широком
контексте отношений с российскими властями
до тех пор, пока не будет достигнуто приемлемое
урегулирование украинского конфликта и пока
Россия не начнет соблюдать свои международные
правовые обязательства.
•     Энергетическая политика ЕС должна
быть направлена на то, чтобы лишить
Россию политических рычагов контроля
над энергетическими рынками, а не на ее
исключение из европейского энергобаланса.
Для этого необходимо поддерживать
динамику, сложившуюся благодаря Третьему
энергетическому пакету ЕС и отмене проекта
по строительству газопровода «Южный
поток», принимая дальнейшие меры против
непрозрачных, антирыночных действий
со стороны российских государственных
энергетических компаний и ускоряя уже
запущенные процессы по устранению
«энергетических островов» в Европе.
•     Западные государства должны вложить
средства в оборонительные стратегические
коммуникации и поддержку СМИ, чтобы
противостоять кремлевской пропаганде. Важно
иметь возможность объективно представлять
западную политику и ценности, грамотно и
доступно разъясняя их целевой аудитории. Это
должно осуществляться как на национальном
уровне, так и через сотрудничество в рамках
ЕС и НАТО. Необходимо поддерживать каналы
контакта с простыми россиянами (в том числе,
посредством образовательных программ и других
межличностных связей).
•     НАТО должна сохранить свою состоятельность
в качестве фактора сдерживания российской
агрессии. В частности, альянс должен
продемонстрировать, что ограниченная
война невозможна, и что на «двусмысленную»
или «гибридную» войну последует
решительный ответ.
•     Необходимо срочно восстановить обычные силы
сдерживания и убедительно показать, что у
России не будет легкодоступных целей.
•     Отдельные государства-члены ЕС, а также
Европейский Союз в целом, в том числе через
свою Европейскую службу внешнеполитической
деятельности, должны восстановить ресурсы,
которые бы дали возможность анализировать и
понимать процессы, происходящие в России и
в соседних с нею государствах. Это понимание,
в сочитании с более глубокой организационной
экспертизой, должно стать основой для
формирования политики.
Стремление к этим целям и их достижение поможет
Западу лучше подготовиться к дальнейшему ухудшению
отношений с Россией. Нельзя идти на уступки
Владимиру Путину из боязни, что его преемник
будет еще хуже. Такой подход уже доказал свою
несостоятельность. Что бы ни случилось – останется
ли нынешнее руководство у власти или произойдет
досрочная смена власти – впереди лежит сложный и,
возможно, турбулентный путь. События последних 18
месяцев убедительно показали, что в отношениях с
Россией оптимизм – проигрышная стратегия.
Tags: политика Евросоюза
Subscribe
promo taxfree may 18, 2014 10:25 200
Buy for 50 tokens
Этот пост будет всегда висеть вверху чтобы можно было сравнить развитие страны с данным прогнозом. Прогноз дан 18 мая 2014 года Многие слышали о волновой теории Ральфа Эллиотта. Для тех кто не слышал - поясню, это в некотором смысле математическая или поведенческая теория, которая описывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments