الربيع العربي (taxfree) wrote,
الربيع العربي
taxfree

Тринадцатилетняя война (1654-1667) Часть 2

Сильно пострадал и иезуитский костёл Св. Казимежа, в котором были сорваны плиты с надгробий рода Гонсевских. Войдя в раж, захватчики сожгли даже православную церковь за Острыми Брамами (воротами). Ночью весь город горел, а новые «хозяева» шастали по улицам в поисках поживы. Так на практике осуществлялась «защита единоверцев». О количестве жертв среди жителей Вильны историки спорят до сих пор, одни называют цифру в 7-8 тысяч, другие 10-15 тысяч. Интересно, как сопоставить заповеди Бога «не убей» и «не укради» с тем фактом, что царь развязал кровопролитную войну по захвату чужой территориии, а якобы «защита православных единоверцев» стала лукавым обоснованием массовых преступлений?


Восстание в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года, восстание городских низов против повышения налогов в годы русско-польской войны 1654—1667 годов
Все данные царём обещания, что он якобы сохранит права и имущество православной шляхты и обеспечит православным жителям спокойную жизнь, на поверку оказались не более чем пустым звуком. Поражение под Вильной оказало гнетущее влияние на полевого гетмана Яна Радзивила (1612-1655). За спиной у своего короля и великого князя Яна Казимира, он начал переговоры со шведами и 18 августа 1655г. подписал с ними в Кейданах акт унии, отдав ВКЛ в руки королю Густаву, что автоматически означало выход из Польско-Литовской унии 1569г.
Измена Я.Радзивила вызвала возмущение в армии ВКЛ, большая часть которой, во главе с полковником Казимежом Жеромским (участником защиты Вильно), отказала полевому гетману в повиновении, сохранив верность своему королю и великому князю. Эти подразделения войск ВКЛ отошли на запад, в Корону. Неожиданная смерть Яна Радзивила (1655) сделала подписанный им документ недействительным. Хотя, кто знает, возможно, что со стороны гетмана и не было никакой измены, а был хитрый тактический ход. Ведь, узнав о Литовско-Шведской унии, царь объявил Швеции войну и Московиты отныне тоже были вынуждены воевать на два фронта, распылив тем самым свои силы.
26 августа атаман И.Золоторенко достиг окраин Ковна (Каунас), где несколько дней вынужден был воевать с отрядами жмудских (литовских) партизан. Через два дня после захвата Ковно, пало и Гродно.
Бранденбургский посол Лазарус Кительман, который в те страшные августовские дни был направлен к московскому царю, увидел в Литве ужасающее зрелище: «Все города и деревни были сожжены; кучами лежали трупы побитого мирного литвинского населения, также женщин и детей, непогребенные и гниющие...; живого вообще нигде ни было видно», писал он.
В конце 1655 г. Ковенский земский судья Стэфан Медекша записал, что везде «…трупов на дорогах полно, деревни, местечки, избы сожжены, бедную хатку трудно найти целой». Минский повет, согласно отчётам московских воевод, в 1656 году был «весь пуст и выжжен», а уцелевшие крестьяне разбежались кто куда, чтобы укрыться от жестоких завоевателей. В Койданове (Дзержинск) было «мещан и крестьян... только дымов со двести... и те все пограблены, разорены до остатку».
24 октября 1656 года было подписано так называемое Виленское перемирие, которое было выгодно как Речи Посполитой, так и Московии. Речь Посполитая, потерпевшая ряд поражений как на восточном, так и на западном (шведском) театре военных действий, получила передышку и возможность собраться с силами, а Россия получила свободу действий в конфликте со Швецией. Изменник Богдан Хмельницкий уговаривал царя установить новую границу с Речью Посполитой «по Вислу реку, аж до венгерской границы», но по настоянию польско-литовской стороны, послы гетмана на переговоры допущены небыли, остались за дверью, а их «советами» царь демонстративно пренебрёг, что задело болезненное самолюбие Хмельницкого, видимо повлияв на его последующее отношение к царю.
Это перемирие никак не сказалось на положении мирного населения Литвы. Занятые царскими войсками земли постепенно превращались в провинции Московского государства, в которых царило беззаконие и произвол, продолжались грабежи и убийства.
Перемирие продлилось недолго, и уже в 1658 году военные действия в Литве вспыхнули с новой силой. В конце года крупные силы войск ВКЛ сконцентрировались в окрестностях Мяделя (современная Минская область). Отозвавшись на призыв гетмана Сапеги о Посполитом рушении (шляхетском ополчении), под это местечко съехалась шляхта со всех окрестных поветов и воеводств.
В январе 1659 года на подмогу и без того крупным силам московитов, в Литву выступил полк князя Хованского. Вскоре захватчикам вновь сдались Браслав и Иказнь, а из Дисны на соединение подошли казаки и подразделение «Новгородского разряда», одержавшие там победу над полковником Владыславом Воловичем. Весть о вступлении в Литву войск Хованского, заставила Литовского генерала Миколая Юдицкого, выступившего с полком на Иказнь, вернуться под Мядель, а полковник Волович выдвинулся из Глубокого на соединение с Юдицким.
В это трудное для страны время, нашлись и предатели. Часть православной шляхты, польстившись на пустые посулы и обещания, дезертировала из войск Юдицкого и Воловича, и переметнулась на сторону оккупантов. Несмотря на это, войска ВКЛ располагали значительными силами, насчитывавшими более 5000 тысяч человек пехоты и кавалерии.
Царский воевода Иван Хованский сформировал «ертаул», т. е. отряд дворянской конницы до 1000 всадников, сконцентрировав в нём свои лучшие силы. 24 января 1659 «проведав великое собранье польских и литовских людей в Мядилове и на Глубоком, и вышед ис-под Бряслова, с первово стану», князь отправил ертаул в «посылку… для языков». Двигаясь по замерзшим озёрам и руслам рек Дрисвяты и Мяделки, войска московитов на следующий день с ходу атаковали и разгромили авангард нашей армии в деревне Поставы, захватив пленных и знамя.

Царь Московский Алексей Михайлович Романов (Тишайший)
Скорее всего, в Поставах находилось сторожевое охранение, одна из хоругвей (эскадрон, 100-200 всадников). Возможно, что именно во время этого боя Поставы и были сожжены, чудом уцелело лишь пять дворов. Тогда же в Поставах захватчики сожгли католический костёл Матери Божьей, построенный в 1522 году. Сильно пострадал от них и костёл в близлежащих Комаях, построенный в начале XVII века. Во время археологических раскопок в Поставах, в культурном пласте той поры найдено много остатков обгоревшей древесины и артиллерийская картечь, что свидетельствует о происходивших тогда боевых действиях.
Хованский с остальными силами догнал свой авангардный «ертаул» лишь через несколько дней. За 20 вёрст от Постав он бросил задерживавшую движение пехоту, приведя с собой ещё тысячу всадников. На рассвете 29 января по старому стилю ертаульные сотни московитов разбили литовское охранение в версте от Мяделя и «гнали и секли» его до самого города. Выйдя к Мяделю конница неприятеля натолкнулась на основные силы нашей армии. 8 февраля состоялось сражение. Литовские хоругви «стояли в справе» на льду замёрзшего озера Мястро (по другим источникам – на берегу озера). Начались «многие напуски» с обеих сторон, и литовская кавалерия постепенно начала одолевать московитов.
В это время к месту сражения подошли остальные силы вражеских войск (до 1000 всадников и пехота), которым удалось переломить ход сражения в свою пользу. Армия ВКЛ начала отступление, постепенно превратившееся в бегство. Московиты преследовали отступавших более 30 вёрст, до деревни Куренец, захватив при этом весь обоз с припасами и 200 пленных. Остатки литовских войск укрылись частично в Новогрудке, а частично в Ляховичах.
В результате поражения армии ВКЛ под Мяделем, противник снова завладел стратегической инициативой и установил контроль над большей частью страны. Князя Хованского вызвали в Москву, где 27 марта 1659г. на Вербное воскресенье, за победу под Мяделем, он был пожалован царём в бояре с почётным титулом «наместника Вятского».
Патриарх Никон подстрекал царя, чтобы тот не останавливался на достигнутом, а шёл дальше. Опьянённое успехами, командование московитов стало планировать наступление вглубь Речи Посполитой.
На захваченных землях ВКЛ, царские вояки чинили невиданные по своей жестокости убийства, грабежи и прочие насилия. От множества не захороненных трупов распространились смертельные эпидемии, также уносившие тысячи человеческих жизней. Военные действия и грабежи вызвали страшный голод, приведший к тому, что население стало поедать не только котов, собак и всякую падаль, но даже тела умерших или убитых людей. Об этом ужасе писал Слуцкий шляхтич Ян Цадровский. Об этом же неоднократно упоминается и в документах царских чиновников, которые сообщают, что в Литве: «не токмо что мертвечину и всякую нечистоту, но и плоти человеческие едят...».
Шкловский повет в 1658 году был полностью опустошён, а «села и деревни позжены» настолько, что войска царского воеводы Долгорукого, получившего строгий приказ стоять на Шкловщине, вынуждены были самовольно отойти к Смоленску, чтобы хоть как-то прокормиться. То же происходило на Друйщине, где «хозяйничали» казаки. Один из современников писал: «Многих крестьян браки осквернили, также многих девиц растлили... многих жен имали в полон, а мужей секли, чтобы челобитчиков не было».
О том, что Московия ведёт в Литве войну несправедливую, захватническую, понимали и некоторые честные офицеры из войска захватчиков. В качестве примера можно привести слова царского офицера К.Поклонского: «Разумел есми, что та война имела быти на освобождение утиснённой Руси". Однако литвины получили «… такое ж лупление домов Божиих, что и от Татар бывало: християн наших, которые в повседневном гонении от униятов пребывали, … в вечную неволю забрали, а иных помучили … не только мирских, но и духовных наших забрали в неволю». «В лутчей вольности прежде за Ляхами они пребывали». «… золотые слова на листах шляхте и местом подавано, но их в вопасенье потом обращено, а самой шляхте и мещаном железные волности на ногах надавали, жен и девиц их мучителски тиранско с ними поступя, на вечную неволю отдавали, что не чинитца от поганых...». [...] «…духовны х наших в каком почитанье имеют, насмотрелися есмя над кутеинскими отцы, как над ними чинили ... однолично вместо лучшего в пущую горейшую неволю впали...".
В те мрачные годы католические и униатские храмы или закрывались, или передавались православным, как например, в Старом Быхове, где царь приказал: «в каменном костёле быть соборной церкви». Люди оказались в таком положении, что зачастую нужно было переходить в православие только для того, чтобы появился шанс выжить.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что московиты также беспощадно грабили и восточные земли ВКЛ, где значительную часть населения составляли их единоверцы.
В ответ, практически с первых же дней войны, в ВКЛ вспыхнуло массовое партизанское движение. Белорусский историк Г.Саганович в своей книге «Невядомая вайна: 1654-1667» пишет, что уже летом 1654 года, сразу же после оккупации северо-восточной Белоруссии, в Витебском, Полоцком, Мстиславском и Смоленском воеводствах появились отделы самообороны, состоявшие из местных жителей. Московские воеводы называли их «шишами» и «ворами». Сам царь предупреждал своих воевод о необходимости соблюдать в Литве осторожность, т.к. была высока опасность подвергнуться нападению со стороны «шишов», т.е. партизан.
Именно партизаны освободили от врага некоторые небольшие местечки, такие как Лукомль, Чашники или Глубокое. А мещане Могилёва, Шклова, Мстиславля, Дисны, подняв восстания, перебили или изгнали московские гарнизоны.
В нескольких сотнях метров на юг от деревни Михничи, что под Поставами, есть холм, который местные жители называют «Московские могилки». Не исключено, что эти «могилки» появились во время той войны, как результат действий наших партизан.
Жители Могилёва, поначалу сдавшие город «единоверцам» без боя, не выдержали издевательств, насилий и бесконечных грабежей: 1 февраля 1661 года они подняли восстание. Было уничтожено около 3–х тысяч российских стрельцов, много солдат гарнизона было взято в плен, были пленены три московских воеводы. Результатом восстания стало полное освобождение города от захватчиков.
Изменившая ранее своей стране и Великому Князю православная шляхта, измученная грабежами и поборами, постепенно переметнулась обратно. Осенью 1658 года воевода Юрий Долгорукий писал царю: «Вся присяжная шляхта всех поветов изменила, и к ним, к гетманам к Павлу Сопеге и Гонсевскому пристали и твоих ратных людей везде побивали, и в полон имали, и конские стада отгоняли».
В итоге, войска захватчиков столкнулись с сопротивлением, объединившим все слои общества Литвы (ВКЛ), шляхту, крестьян, горожан, независимо от их конфессиональной или национальной принадлежности.
А тем временем, за западном театре военных действий Речь Посполитая одержала ряд важных побед над шведами, что позволило 3 мая 1660 года заключить с ними в Оливе мирный договор. Высвободившиеся войска были немедленно переброшены на «восточный фронт», в Литву, что изменило здесь соотношение сил. Всё это, вкупе с массовым народно-освободительным движением на оккупированных территориях, привело к ряду важных стратегических побед.
8 июня 1660 г. возле Кричева потерпела поражение армии князя Долгорукова. 3 июля 1660 г. от московских войск был освобожден Минск и очищена территория до р. Березины. 4 ноября 1661г. литовско-польские войска возле д. Кушлики, что на Полотчине, разгромили московские войска во главе с И.А.Хованским и Ордын–Нащокиным. 6 ноября 1662 г. наши войска во главе с С.Чернецким разбили возле Глубокого российское войско численностью более 18 тысяч человек. В 1666 г. была освобождена столица Великого Княжества г. Вильно.
К этому времени обе воюющие стороны полностью истощили свои силы и приступили к трудным переговорам о мире. В декабре 1667 г. в деревне Андрусово, около Мстиславля, было подписано перемирие на тринадцать с половиной лет. Весь север Литвы (Беларуси) царю Алексею Михайловичу пришлось вернуть обратно, но Смоленское и Черниговское воеводства, а так же левобережная Украина всё же отошли к Московскому государству. Так называемый «Вечный мир», подписанный в Москве в мае 1686 г. утвердил существовавшую на то время границу.
Именно после той войны по-польски в ВКЛ заговорили не только города, но и многие местечки и деревни. Ведь тогда опустели целые поветы. Например, Минский повет, согласно отчётам московских воевод, уже в 1656 году был «весь пуст и выжжен». По закону сообщающихся сосудов эта пустота была заполнена бедной польской шляхтой из перенаселённой Мазовии. Власти ВКЛ в то время смотрели на нарушение норм закона (статута) сквозь пальцы, так как, прежде всего, в интересах государства нужно было заселить пустующие и зарастающие лесом земли.

Атака гусар речи Посполитой
Как писал известный белорусский историк и писатель Владимир Орлов, ВКЛ вышло из той войны, понеся тяжелейшие потери. Та территория, которую ныне занимает Республика Беларусь, недосчиталась свыше половины жителей, погибших в битвах, умерших от голода и эпидемий, насильно переселённых в Россию, проданных в рабство в страны мусульманского востока. Пленных литвинов московские стрельцы продавали на Астраханских рынках в персидское рабство словно скотину, по три рубля за душу. Помещики приезжали из Московии непосредственно в зону боевых действий, чтобы подешевле купить у стрельцов или казаков необходимое количество невольников. Там же на месте, в «полонной книге» оформлялось якобы «законное право» новых хозяев на приобретённых «холопов».
По утверждению историков К. Тарасова, Ю. Можи, и В. Мелешко , с 1654 по 1667 годы, погибли 52% жителей той территории, которую теперь занимает республика Беларусь. Вдумайтесь в эту цифру. Считается, что во время войны 1941-1945г. погиб каждый 4-й житель Беларуси, а тогда – каждый второй! Получается, что та война была гораздо страшнее последней. Поэтому вполне понятен интерес к ней у части современного белорусского общества, желание узнать правду.
Некоторые российские историки считают такое желание «проявлением белорусского национализма», и в своих публикациях всячески искажают события той войны. Например, московский историк Широкорад в "Независимом военном обозрении" написал, что это, мол, сами беларусы в 1654-1667г., в лице своих партизан уничтожили часть своего населения, а остальные умерли от эпидемий. А историк Алексей Лобин в статье "Неизвестная война 1654-1667 гг.", глумливо утверждает, что якобы „Опасаясь репрессий за свои симпатии к русским (за «крестоцелование»), шляхта и крестьяне восточных поветов добровольно переселялась в Россию”.
На книгу белорусского историка Геннадия Сагановича „Невядомая вайна: 1654-1667”, набросились многочисленные недоброжелатели: как дилетанты, так и профессиональные историки. О. Курбатов, и упоминавшийся А. Лобин, активно оспаривают её научную ценность, указывая на отдельные незначительные ошибки и неточности. Впрочем, чего ещё можно ожидать от тех, чьи соплеменники грабили, насиловали и убивали во время той войны.
Ни с кем Великому Княжеству Литовскому не приходилось воевать чаще, чем с московитами. История взаимоотношений Московии и Литвы - это история практически непрерывных войн и конфликтов. Вот неполный их перечень:

  • 1368-1372 гг.;

  • 1406-1408 гг.;

  • 1445-1449 гг.;

  • 1492-1494 гг.;

  • 1500-1503 гг.;

  • 1507-1508 гг.;

  • 1512-1522 гг.;

  • 1534-1537 гг.;

  • 1563-1582 гг.;

  • 1609-1618 гг.;

  • 1632-1634 гг.;

  • 1654-1667 гг.

Добавьте сюда множество мелких пограничных столкновений и усобиц, конфликты и восстание XVIII века, два восстания XIX века, и цифры станут ещё большими.
Почему я привёл эту статистику? Потому, что беспамятство – это постыдное явление. Несколько лет тому назад в Беларуси молодёжь стояла в очередях в кассы кинотеатров, чтобы посмотреть пропагандистский, фантазийный российский фильм – «Тарас Бульба». А многие по-видимому даже симпатизировали этому ничтожеству и врагу белорусского и польского народов. Зрителям невдомёк было, что у Гоголя показана именно война 1654-1667 года, в ходе которой московиты и примкнувшие к ним украинские (русинские) казаки уничтожили половину населения той территории, которую сегодня занимает РБ.
Хотя Гоголь путался в датах и событиях, и современники ему неоднократно ставили в вину неисторичность его повести, всё же некоторые описываемые в ней события и персонажи косвенно указывают именно на начало войны 1654-1667г. Следовательно, этот фольклорный персонаж Тарас Бульба воевал не только с поляками, но и с литвинами-белорусами. Известно, что Гоголь, при написании своего произведения, пользовался таким откровенно фантазийным источником как «История руссов», откуда им были почерпнуты придуманные описания «зверств» поляков, «хитрость» евреев и «доблесть» казаков.
Можно сказать, что Гоголь, в каком то смысле воспел преступления против человечности в образе Тараса Бульбы. Именно казаки Ивана Золотаренко с его многочисленными «тарасами бульбами» грабили и убивали жителей нашей древней столицы Вильно, они же вырезали всё население Бреста, включая младенцев, через несколько лет после описанных Гоголем событий. Украинские казаки той поры были обыкновенными разбойниками, которые жили за счёт того, что совершали попеременные набеги то на поляков, то на жителей ВКЛ, то на турок или крымских татар.
Во время этой войны, в 1657 году, казаки (тарасы бульбы) зверски замучили монаха и непревзойдённого оратора-богослова А.Боболю, принуждая его принять православие. Через 50 лет были обнаружены нетленные останки этого мученика за веру. Сегодня А. Боболя известный в Беларуси и Польше католический святой.
Непонятно, как можно симпатизировать тем, кто уничтожал твоих же соплеменников. Впрочем, сегодня в Беларуси беспамятством страдает не только молодёжь. Один "белорусский" историк привёл такой вот странный пример «шовинизма поляков»: в 1930-е годы те якобы запрещали книгу Гоголя «Тарас Бульба», которую «тайно читали белорусские крестьяне».
К счастью, в тринадцатилетней войне 1654-1667г. победили вовсе не алчные московиты и не жестокие казаки Золоторенко, а литвины и поляки, которым совместными усилиями тогда всё же удалось вырваться из когтей двуглавого орла. Правда, слишком уж высокую цену нашим народам пришлось заплатить за свободу. При помощи поляков, литвины изгнали из своего Отечества захватчиков, войска которых из-за грабежей настолько морально разложились, что фактически перестали быть армией с первых месяцев войны, превратившись в орду разбойников.
Сегодня в Белорусском календаре есть целый ряд абсолютно бессмысленных и чужих «праздников», таких как 7 ноября или 23 февраля…, но нет и упоминания об одной из важнейших в истории дат: 30 января 1667 года, когда было подписано так называемое «Андрусовское перемирие», положившее конец чудовищной тринадцатилетней войне и невиданным в истории страданиям народа. А ведь эта дата имеет, на мой взгляд, большее значение чем 9 мая, и поэтому обязательно должна стать если не праздничной, то хотя бы памятной.
После той страшной войны начался постепенный закат былой славы и величия Речи Посполитой, приведший в конце следующего столетия к разделам страны и утрате независимости обеих наших народов.
Использованные источники:

  • Jan Wimmer, Tadeusz Nowak „Historia oręża polskiego 963-1795”.

  • Norman Davies „BOŻE IGRZYSKO”, Historia Polski.

  • Atlas historyczny „Nasza Ojczyzna”, wyd. Wrosławskie Zakłady Graficzne.

  • Г.Саганович: «Невядомая вайна: 1654-1667».

  • Анатолий Тарас: «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в ХIV—XVII вв.».

  • Владимир Орлов «Невядомая Беларусь», «Десять веков Белорусской истории».

  • Д. Кмитец: «Трёхвековое противоборство».

  • АЮЗР т. 14, стр. 542-551.

  • А так же различные Интернет ресурсы на данную тему.

  • Оригинал текста

Tags: великое княжество литовское, война, история россии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мадрид 2018

    Это второй пост про поездку в Испанию в январе 2018го. И заключительный. Про Канары пост был тут Летели в Мадрид из Лас Пальмаса авиакомпанией…

  • Небольшое обновление по биткойну

    Все посты по метке биткойн тут Крайний пост по битку Цитата из поста 14 января В биткойне ситуация сейчас довольно проста. С точки зрения…

  • Новый банк из топ 50 готовится лечь

    По примеру «Открытия». В январе у одного из крупных банков начались проблемы с деньгами Одному из банков в январе 2018 года стало остро не…

promo taxfree май 18, 2014 10:25 205
Buy for 50 tokens
Этот пост будет всегда висеть вверху чтобы можно было сравнить развитие страны с данным прогнозом. Прогноз дан 18 мая 2014 года Многие слышали о волновой теории Ральфа Эллиотта. Для тех кто не слышал - поясню, это в некотором смысле математическая или поведенческая теория, которая описывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments