Пока в России ширится маховик репрессий в приближении думских выборов, а может и просто так уже, что ни день приходят новости, что из России сбежал тот или иной оппозиционэр. И это те имена, которые известны шырмассам. А сколько из безвестных? И куда же они бегут по большей части? А бегут они в Литву обетованную, как раз туда, где я имею честь сейчас обитать. В Литве уже обитается почти вся верхушка разгромленного ФБК, из недавнего свою эмиграцию в Литву на "пересидеть лихое время" подтвердил например свердловский политолог Федор Крашенников. Даже педофил Шарий и тот сбежал в свое время именно в Литву. Но почему именно Литва? Почему не Эстония и не Латвия например?
Ведь с точки зрения русского, не знающего прибалтийских языков, а знают их еденицы в России, гораздо логичнее будет Латвия, где русских полно, и на русском в Риге говорят почти все. Таллин может чуть похуже в этом смысле, но тоже неплохо. Но едут в Литву. Где в глубинке уже по русски молодежь не говорит. Также и белорусы кстати стремятся именно в Литву а не Латвию, с которой также есть общая граница. Почему?
А все просто. Традиция бежать от тирана в России давным давно устоялась - чуть что бегут в Литву. Таких беглецов за всю совместную историю взаимотношений Литвы и России было очень много. И религиозных, в Литву бежали целыми деревнями староверы, и политические беглецы. Характерным таким беглецом является князь Андрей Курбский - один из ближайших сподвижников поехавшего в конце жизни Ивана IV, прозываемого Грозным. Андрея Курбского принято называть «первым русским диссидентом», а его эмиграцию - вынужденной. Князь «жег глаголом» в своих письмах Грозному и обличал в них самого Ивана IV. Он был одним из приближенных сподвижников Грозного, неоднократно участвовал в кампаниях в Ливонской войне, был обласкан Грозным. И вдруг в разгаре боевых действий в современной Латвии, Курбский получил известие из Москвы о возможной своей опале, и в 1564 году он срывается с места и переходит на сторону противника - к польскому королю, с которым тогда Грозный и воевал. Курбский выбрал отличное время для побега, его бы точно убили, через два года Иван IV развернул террор известный как опричнина, где убивали бояр прямо семьями и целыми родами.
Бежал Курбский как и современные противники Путина - в Литву. Поселился в современной Украине, городе Ковель на Волыни, это северо западная Украина сейчас. А тогда это вполне себе было Великое Княжество Литовское - государство от моря до моря и очень сильный противник Московии Грозного. Но вошел в историю Курбский не фактом своего побега, хотя это было громкое событие, как если бы в 1812 году например Кутузов сбежал бы в Париж.
Вошел в историю Курбский своей перепиской с Грозным, где он обличал последнего в его ошибках управления государством. В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавие), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченная монархия»). То есть Курбский сторонник конституционной монархии, по западному образцу, а Грозный сторонник ордынскогоединовластия. Последующая история показала, что Курбский был прав, и прими Грозный его предложения - Московия стала бы государством западного типа. А в итоге монархия обраца Ивана IV закончилась расстрелом всей царской семьи в 1918 году.
Курбский своим побегом точно сохранил себе жизнь. Пострадала его семья оставшаяся в Москве, но тут уж ничего не поделать, Иван IV отличался редкой кровожадностью. Точно также сейчас противники современного властителя бегут в Литву. Она сжалась до небольших размеров по сравнению с Великим княжеством Литовским. Польша теперь отдельное государство, Украина, та что один нарот по Путину - тоже. Но Литва снова цель для беглецов от режима в Москве. И в этом есть снова и снова подтверждение постулата. История любит повторяться. Даже если некоторым так не кажется.
Journal information