Иностранный агент (taxfree) wrote,
Иностранный агент
taxfree

Category:

«Ivdea capta» или история одной римской монеты

Еще с незапамятных времен правители прекрасно понимали силу денег, и того, что на них отчеканено. Денег чеканили много, а потом они проходили через множество рук и, соответственно, глаз. Например, почти все монеты Александра Македонского украшают изображение восседающего на троне Зевса, а портрет самого Александра отчеканен «в прикиде» Геракла.
Массово и регулярно использовать деньги как СМИ (газеты, телевизор и радио в одном флаконе) придумали римляне. Любое колебание «линии партии» тут же отражалось в новых сюжетах и надписях на монетах. «Медиа-монеты» также сообщали обо всех достижениях партии-правительства. Будь то очередная победа над соседями или мирное строительство.


В период завоеваний очень популярным был сюжет «Страна такая-то capta» – то есть дословно – «взята», но в более широком значении «покоренная» (отсюда и понятие «капитуляция). Как вариант встречается определение «Devicta» (побеждена).
Но из всех «победных» римских монет наибольшей известности приобрели монеты выпущенные в 70-71 годах н. э. императором Веспасианом в честь подавления восстания в Иудее, когда была окончательно уничтожена еврейская государственность, разграблен и почти полностью разрушен Иерусалимский Храм (от него сохранилась только знаменитая «Стена плача», а евреи рассеяны по империи.
Наибольшую же известность среди "победных" монет получила серия с девизами «Ivdea capta» (Иудея покоренная) и «Ivdea Devicta» (Иудея побеждена), выпущенные императором Веспасианом в честь подавления восстания в Иудее. Эти отчеканенные в 70-71 годах н. э. монеты прославились по двум причинам: во-первых, по влиянию самого запечатленного на них события на мировую историю, во-вторых, громадными тиражами. Монет «Ivdea capta» отчеканили едва ли не на порядок больше всех остальных "капт" вместе взятых. Причина проста. В случае с  Египтом или, скажем, Арменией, монеты в честь победы над которыми тоже выпускались - власти просто хвастались победой. А вот с Иудеей это было еще и недвусмысленное предупреждения другим непокорным провинциям Империи, – мол, если вздумаете бунтовать, то помните, чем это кончится.

Известно множество разновидностей монет, посвященных этому событию. Изображения можно разделить на два основных сюжета. На «крупноформатных» бронзовых сестерциях (здесь было где разгуляться резчику), отчеканена пальма со стоящим под ее кроной вооруженным до зубов римским воином и рыдающей женщиной, сидящей у его ног. Последняя символизирует покоренную Иудею. Круговая надпись гласит «Ivdea capta» (Иудея покоренная) или, как вариант, - «Ivdea Devicta» (Иудея побеждена). На серебряных денариях и золотых ауреусах, имеющих меньший диаметр чем сестерции, отчеканена уже только рыдающая женщина-Иудея (порой еще и со связанными руками). На воина там уже места не осталось. Надпись тоже сокращена до одного слова: «Ivdea».



Тит Флавий Веспасиан вошедший в историю под именем императора Веспасиана вначале был военначальником при императоре Нероне. Он не был аристократом, внук крестьянина и сын всадника, и не более того. В 66 году нашей эры он был направлен на подавление восстания в Иудее, а в Риме в это время , вместе с смертью Нерона разразилась гражданская война. Занимая сначала выжидательную позицию по отношению к участникам междуусобицы в Риме, он был провозглашен императором своими легионами в 69 году.



Интересна история вокруг налога на иерусалимский Храм, который платили все евреи мужского пола от 20 до 50 лет. До разрушения Храма каждый взрослый еврей платил специальный ежегодный храмовый налог равный половине шекеля - 2 драхмы (или 2 римских денария).
Сумма абсолютно необременительная, но и не такая уж маленькая. В пересчете на товары, которые можно было купить на эти деньги - это около 50 современных долларов США.
Храмовый налог евреи платили добровольно. Жители Иерусалима и окрестностей несли деньги напрямую в Храм, живущие на дальних землях собирали в общинах, а потом, по возможности, передавали собранное по назначению. Учитывая численность некоторых общин, порой приходилось снаряжать целые караваны, груженные серебром и золотом.
После покорения Иудеи храмовый налог сохранился . Римские власти, были совсем не в восторге, что огромные средства утекали в Иудею. Ведь платили этот налог все евреи империи - неважно где они проживали. Еще в I веке до н.э. Сенат запретил вывоз золота и серебра, как за пределы империи, так и в зависимые страны-сателиты вроде Иудеи.
Если до подавления Первого иудейского восстания в Риме крайне неодобрительно относились к налогу на Храм, то после захвата Иерусалима и разрушения главной еврейской святыни ситуация кардинально изменилась.
Император Веспасиан прикинул, что налог на Храм – это же огромные деньжищи и ввел аналог сбора на Храм – Fiscus Judaicus. Деньги, как уже говорилось, не такие уж обременительные, но чтобы унизить непокорных евреев, Веспасиан перенаправил этот сбор в пользу храма Юпитера Капитолийского, являющегося для римлян символом власти, силы и вечности Рима. В этом храме, в частности, заседал Сенат. Для евреев это было не только крайне унизительно, но и преступным нарушением Заповедей. Жрецы храма Юпитера, правда, распоряжались мизерной частью собранного, всё остальное шло в бюджет государства.

Веспасиан обложил налогом даже туалеты. Когда сын Веспасиана - Тит попенял отцу за это, тот продемонстрировал ему :

Он взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.

За сбор налога отвечал специальный прокуратор, известный как Prokurator ad capitularia Iudaeorum. Следует также указать, что Fiscus Judaicus был гораздо жестче предшествующему ему налога на Храм. В частности, "храмовый налог" платили исключительно мужчины в возрасте 20-50 лет. Римляне же обложили всех евреев вне зависимости от пола и возраста. От налога освобождались только лица, публично отказавшиеся от веры предков и принесшие жертву Юпитеру.

Наиболее жестко Fiscus Judaicus взыскивался во время правления императора Домициана (81-96 гг. н.э.), младшего сына Веспасиана. При нем этим налогом обложили не только открыто исповедовавших иудаизм и скрывающих свое еврейство, но и тех, кто вел "еврейский образ жизни". То есть даже те языческие секты, идеология которых вобрала в себя элементы иудаизма - а именно, тогда еще небольшие секты первых христиан.
Fiscus Judaicus сыграл окончательную роль в полном "разводе" иудаизма и христианства. Последнее, напомним, долгое время считалось всего лишь сектой внутри иудаизма. Чтобы не платить Fiscus Judaicus христиане обратились к Императору с заверениями, что они не иудеи, а представители отдельной религии.
Домициан успел перессориться со всей аристократией, и в итоге, 18 сентября 96 года был убит собственными же придворными.
Сюжет, который был использован на монете Веспасиана о покорении Иудеи впоследсвии стал очень знаменитым и неоднократно использовался при чеканке различных монет и медалей.
Например скандальный немецкий художник и гравер начала 20го века Карл Гетц выпустил после оккупации французскими восйками Рейнской области в 1 мировую войну, медаль за изнасилование немецких женщин. В состав оккупационных войск входили сенегальские части состоявшие из чернокожих солдат. За основу Гетц взял золотую монету Веспасиана, выпущенную в память о сломленной Иудее, на которой были изображены профиль императора и связанная женщина - Иудея у пальмы.
Гетц превратил Иудею в Германию в виде обнажённой немки, привязанной не к пальме, а к огромному фаллосу в каске. Над карикатурным профилем французского солдата-негра идут слова «Die Wacht am Rhein» («Стража на Рейне») и лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство», который в данном контексте звучит довольно издевательски.



А в 1958 году Израиль отмечал свой первый юбилей - десятилетие провозглашения независимости. Тогда-то и вспомнили об оскорбительных для каждого еврея сестерциях с денариями и дали свой «ответ Чемберлену»... То есть - Веспасиану... отчеканив медали по мотивам монеты Веспасиана Художник и дизайнер Отте Валиш, работавший ранее над дизайном Декларации Независимости Израиля, разработал специальную памятную медаль «Освобожденный Израиль». Ее выпустили тиражом в 20 тысяч экземпляров (10 тыс. - в золоте, и 10 тыс. — в серебре).

На одной стороне медали отчеканено окруженное цепями изображение пресловутого сестерция «Ivdea capta» и надпись на иврите «Рассеяние Иудеи»
На другой — видим ту же «римскую» пальму, но возле нее не униженная и рыдающая женщина-Иудея, а гордо стоящие свободные граждане юной и в то же время древней страны. Победная надпись латынью гласит: «Israel liberata» – Израиль освобожден. И на иврите: «Десять лет свободы Израиля».



Эта медаль стала настолько популярной, а спрос на нее столь огромным, что Израильская корпорация по выпуску монет и медалей (она отвечает за выпуск ювилейных и памятных монет и медалей) была вынуждена неоднократно чеканить дополнительные выпуски, правда с некоторым изменением в дизайне. «Римейки» известны, как в золоте-серебре, так в меди - медаль хотелось иметь многим, но вот купить изделие из драгоценного металла не всем по карману. По мотивах медали «Israel liberata» до сих пор выпускают медальоны, кулоны, брелки и прочую сувенирную продукцию. Общий же тираж медалей «Освобожденный Израиль» сегодня составляет более 100 тысяч экземпляров!
Источники раз два

Tags: нумизматика, это интересно
Subscribe

Posts from This Journal “нумизматика” Tag

promo taxfree май 18, 2014 10:25
Buy for 70 tokens
Этот пост будет всегда висеть вверху чтобы можно было сравнить развитие страны с данным прогнозом. Прогноз дан 18 мая 2014 года Многие слышали о волновой теории Ральфа Эллиотта. Для тех кто не слышал - поясню, это в некотором смысле математическая или поведенческая теория, которая описывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments