Обиду нельзя было стерпеть, ведь пасквиль был опубликован в популярном издании «Avenir de la Corse». Только дуэль могла спасти честь Паскаля Груссе и, согласно дуэльному кодексу того времени, писатель отправил к обидчику своего секунданта.
На эту роль вызвался молодой журналист Иван Салмон, писавший под псевдонимом Виктор Нуар. Нужно отметить, что Виктор был не слишком опытным в дуэльных делах и о деталях своей миссии узнал вкратце перед самым ее выполнением. Вместе с сопровождавшим его коллегой, Ульриком де Фонвилем, Нуар отправился к принцу крови, зачем-то вооружившись револьверами. Здесь нужно сделать отступление и немного рассказать о самом Пьере Бонапарте, родственнике монарха.С ранней юности Пьер отличался вспыльчивым нравом и склонностью к авантюрам. Уже в 15 лет вместе с друзьями он отправился поддерживать революцию в итальянской Романье, но был возвращен домой. После этого племянника императора отправили, от греха подальше, в Северную Америку к родственнику.В Соединенных Штатах юный Бонапарт также попал в сомнительную компанию и в составе военного эскадрона очутился в Колумбии, где принял участие в местной войне. После завершения колумбийской компании Пьера Наполеона Бонапарта снова понесло в Италию, где он влился в ряды заговорщиков, замышлявших свержение папы римского.После раскрытия заговора беспокойный Пьер был изгнан из Италии и не принят во Франции, поэтому отправился в Алжир. В Париж пламенный пассионарий смог вернуть лишь после революции 1848 года. На родине принц избрался в парламент и стал продвигать социалистические проекты, вместе с левыми депутатами.
Несмотря на вес в обществе и солидную должность, Пьер Бонапарт не остепенился и периодически отбывал в разные экзотические места планеты, чтобы поддержать сомнительные революции и восстания. В 1867 году принц женился на дочери простого парижского рабочего и стал не вхож к императорскому двору.К такому человеку Пьер Нуар с другом заявились 10 января 1870 года прямо на квартиру. Секунданты шумно начали требовать встречи с хозяином, но тот повел себя оскорбительно и высокомерно, передав незваным гостям, что не примет вызов ибо не стреляется с лакеями Рошфора. Такой резкий ответ был вызван тем, что инициатор дуэли, Паскаль Груссе, работал на оппозиционного издателя Анри де Рошфор-Люсе. Рошфор являлся давним оппонентом принца в прессе и постоянно донимал Пьера Бонапарта своей критикой.
Так как Нуар и де Фонвиль продолжали буянить и отказывались уходить, принц сам вышел к ним, чтобы лично выразить свое неудовольствие. Визитеры вступили в полемику с хозяином квартиры, в ходе которой Виктор Нуар ударил родственника императора Франции по лицу. Решительный и бывалый принц выхватил револьвер и одним выстрелом наповал сразил Нуара.
Стоит сказать, что несмотря на показания де Фонвиля, который утверждал, что первым драку начал Бонапарт, суд оправдал принца и убийство сошло тому с рук. Но смерть журналиста не стала напрасной — ее активно использовала оппозиция для агитации против Бонапартов. Можно сказать, что смерть Виктора Нуара стала одним из важных факторов, послужившим началом конца монархии, которая вскоре перестала существовать.Погибшего журналиста оппозиционная журналистская братия с почестями похоронила на кладбище Пер-Лашез, среди наиболее видных мужей Франции. На надгробие не пожалели средств и заказали его у известного скульптора Жюля Далу (Jules Dalou). Памятник изображает Виктора Нуара лежащим на спине сразу же после рокового выстрела.
Сегодня невозможно определить, была это оплошность мастера или некий замысел, но у бронзового Нуара сквозь брюки отчетливо выпирает мужское достоинство. Долгое время это обстоятельство лишь удивляло гостей кладбища, но в 1970-х кто-то пустил слух, что потерев промежность и поцеловав памятник в губы, можно улучшить сексуальную жизнь и забеременеть.Сегодня к могиле Виктора Нуара не зарастает тропа. Его соседями по кладбищу являются Джим Моррисон, Оноре де Бальзак, Эдит Пиаф и Оскар Уальд, однако надгробия этих известных людей не столь посещаемы, как могила простого журналиста.
За годы губы и пах бронзовой фигуры были отполированы тысячами прикосновений. Администрация кладбища не слишком приветствует пикантную традицию. Озабоченные личной жизнью дамочки не только забывают про приличия, но и приводят к постепенному разрушению бронзовой фигуры. Одно время памятник Нуару был защищен оградой, но и это не останавливало женщин. В итоге чиновникам осталось лишь смириться и с завистью наблюдать за успехом бронзового мужчины у дам разных национальностей и возраста.
Кстати, среди поклонников Нуара не только простые просительницы женского счастья, но и звездные особы. Некоторые фотосессии с памятником выглядят не просто странно, но и откровенно оскорбительно для такого печального места. Но что поделать — кладбище Пер-Лашез давно уже стало важным туристическим объектом и на выходки его посетителей стараются смотреть сквозь пальцы.
Отсюда
Journal information