الربيع العربي‎ (taxfree) wrote,
الربيع العربي‎
taxfree

Сквозь слезы. Как россияне полюбили магазины «Смешные цены»


Еще год назад, мои знакомые в Турции, те кто работает с русскими оптовиками рассказывали мне о новых трендах на рынках России. Суть была в следующем. Как обычно в кризис администрации российских городов почему то всегда наезжают на самых незащищенных мелких бизнесменов лавочников. Так было в кризис 2008 года, когда разогнали Апрашку, так и в 2009 когда закрыли Черкизовский рынок. То же самое происходит и сейчас. Кроме того, аренда на таких рынках растет, а цены поднимать продавцам не получается.
И как пожар в степи начал распространяться новый формат торговли. Те же оптовики с московских рынков, а как правило это азербайджанцы либо таджики поднявшиеся на опте в Садоводе либо ТЦ Москва поехали в регионы и начали открывать магазины, где цены на одежду минимальны. Минимальны они потому, что аренда мала а товар там самый дешевый. В этом они обскакали китайцев, потому что например в европе этим занимаются только китайцы. Здесь же владельцы не они, а товар как правило очень низкого качества, но зато и продажные цены доступны людям с самым низким бюджетом. Часто это нелеквид с тех же московских рынков, покупаемый ниже себестоимости у своих же сполеменников. Сейчас это поветрие распространилось очень широко, настолько что республика написали о них целую статью. Она под катом

Последние четыре года в стране снижался уровень реальных доходов населения. Несмотря на то, что в первой половине 2018 года они начали расти, экономисты и социологи фиксируют депрессивные тренды в разных сферах жизни. Россияне экономят на отпусках, еде, крупных покупках, одежде. На этом фоне становятся все популярнее магазины «Смешные цены». В рейтинге одежных ритейлеров по числу точек они уже вошли в ТОП-5. Покупатели все чаще делают выбор в пользу низких цен, закрывая глаза на качество.

Примерочная за пододеяльником

В Нагатинском Затоне живет почти 120 тысяч человек. На полуострове, который с трех сторон омывает Москва-река, только одна станция метро. Возле двух основных выходов расположились магазины эконом-класса, где продают одежду, обувь, домашнюю утварь, зарядки для телефонов и прочие аксессуары. Если пройти вглубь района, можно насчитать еще несколько магазинов с однотипной эмблемой «Смешные цены». Все они, судя по вывеске, принадлежат разным ИП, но при этом имеют очень схожий ассортимент, ценовую политику и целевую аудиторию. Небольшие вариации могут встречаться только в названии.

В подвал ⁠одного ⁠из домов ведет крутая лестница с расколотой скользкой плиткой. ⁠Несколько раз взгляд натыкается на объявления ⁠о поиске продавца. В тесном ⁠предбаннике – касса, перочинные ножи, ⁠наушники, ремни, зажигалки и полки ⁠с недорогой туалетной водой. Два торговых зала завалены тюками с новым поступлением, на стенах развешаны кроссовки, рюкзаки, толстовки и прочий текстиль. В спертом воздухе химический запах разбавлен ароматом растворимого кофе. Его пьют две сотрудницы, cидя на коробках. Они тихо говорят на непонятном языке и почти не реагируют на блуждающих покупателей.

Как в личной беседе рассказывают продавцы, большинство товаров производятся в Китае и Вьетнаме, какую-то часть делают в Узбекистане и на подпольных фабриках в России. Особенно здесь выделяют одежду из Турции и говорят, что она качественнее, поэтому и стоит дороже примерно на 50%. Средний ценник на кроссовки или толстовку – около 1000 рублей, футболки или рубашки – до 500 рублей, шорты и прочую мелочь – до 300 рублей.

Хотя единого бренда «Смешные цены» не существует, по данным 2GIS, на карте только Московского региона отмечено 453 магазина с таким названием. Аналитики «РБК. Исследования рынков» в феврале 2018 года насчитали 431 торговую точку с таким названием. В рейтинге одежных и обувных ритейлеров по числу магазинов «Смешные цены» занимают четвертое место и теснят «Спортмастер», Reebok, Adidas, «Твое» и ряд других известных брендов средней ценовой категории.

Рост популярности магазинов эконом-класса наблюдают все опрошенные Republic эксперты. Аналитик потребительского сектора ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев говорит, что переход потребителей из дорогих магазинов в дешевые в последние годы стал заметнее. «Выбор делается в пользу цены, а не качества. Люди покупают дешевую одежду, пошитую во Вьетнаме, Бангладеш, Китае или даже на подпольных фабриках в России, чтобы сэкономить», – объясняет он.

Магазины эконом-класса, по словам Коренева, это своеобразная реинкарнация вещевых рынков формата Черкизовского или «Лужников». «Учитывая падение курса рубля, снижение потребительской активности, отрицательные показатели реальных доходов, общую экономическую ситуацию, такие негативные тенденции будут сохраняться. По крайней мере до тех пор, пока не будет какого-то перелома ситуации», – считает Коренев.

Трехлетнее падение

Социологи фиксируют снижение индекса оценки россиянами своего материального положения. В первом полугодии, по результатам опросов ВЦИОМ, он составил 50 пунктов. Два года назад этот показатель составлял 54 пункта, а четыре года назад – 77 пунктов. Большинство опрошенных считают, что через год их материальное положение не изменится или ухудшится.

Последние три года россияне покупают все меньше одежды. По данным аналитиков «РБК. Исследования рынков», в прошлом году продажи упали на 1,4%. Это почувствовали некоторые бренды. Выручка Adidas в 2017 году составила 41 млрд рублей (-14%). Российская сеть «Глория Джинс» хоть и увеличила выручку до 41 млрд рублей (+20%), зафиксировала снижение чистой прибыли на 1% (4,4 млрд).

С начала 2015 года по февраль 2018 года доля иностранных ритейлеров в России сократилась с 40 до 31%. Только за последний год из России ушли 19 зарубежных брендов.

Маркетологи из Market Publishers ожидают, что по итогам года розничные продажи одежды в России снизятся. «Еще 8–10 лет назад было нормой реализовать до распродажи 70% коллекции, а сегодня большая удача, если магазину удастся по полной цене продать 50%», – говорит гендиректор российского интернет-магазина Noryalli Лариса Меньшикова.

На этом фоне только магазины эконом-класса чувствуют себя хорошо. «Современные эконом-бренды отслеживают все модные тенденции, а быстрая оборачиваемость товара позволяет всегда предлагать новые и новые вещи своим покупателям», – объясняет креативный директор и совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom Юлия Пескова.

Офлайн vs онлайн

Район Выхино-Жулебино мало отличается от других спальных районов Москвы. Здесь небольшой, но достаточный набор магазинов среднего и эконом-класса, недорогие кафе и продуктовые супермаркеты, парикмахерские и ателье. Расстояние между магазинами с названием «Смешные цены» можно пройти за пять минут.

Директор одного из них рассказывает, что пока не заметил резкого притока покупателей. Он связывает это с большим числом магазинов эконом-класса, по которым спрос распределяется равномерно. По словам собеседника Republic, бренд «Смешные цены» является «свободным».

«Просто кто-то когда-то придумал удачный и понятный ход, но не догадался его зарегистрировать. Теперь им может пользоваться любой», – говорит бизнесмен. Юристы также подтверждают, что зарегистрировать товарный знак в текущих условиях будет крайне сложно.

Собеседник Republic отмечает, что не наблюдает особой конкуренции и с популярными онлайн-магазинами, пункты выдачи которых находятся неподалеку. «Наши потенциальные клиенты редко пересекаются. В магазин часто ходят те, кто еще не так освоил интернет или просто не доверяет покупкам вслепую», – говорит директор «Смешных цен».

Это, кажется, слишком оптимистичная позиция, учитывая, что в иностранных интернет-магазинах покупатели из России за первые шесть месяцев 2018 года потратили $5,19 млрд (на 24% больше, чем за тот же период 2017 года), следует из данных ЦБ.

Антон Терехов, анализируя ритейл, говорит, что тренды зависят от регионов. «За Уралом особенно чувствуется давление интернет-магазинов. Там офлайн-ритейлеров вытесняет AliExpress. В центре и на северо-западе – в Москве и Питере – это не так заметно, особенно в сегментах, которые можно отнести к ценовым категориям среднего класса или выше. Там потребители платежеспособнее, но тренд такой же», – отмечает Терехов.

«Поработаем на дырках»

В 150 метрах от станции «Лермонтовский проспект» на первом этаже жилого дома есть небольшое ателье по ремонту одежды. Раньше сюда приходили в основном постоянные клиенты, но в последние месяцы порядка 50% клиентов – «с улицы».

«Октябрь всегда был тихим, но сейчас не продохнуть. Если раньше мы могли брать вещи для пошива, то теперь больше занимаемся мелким ремонтом. Люди приносят свои старые вещи премиум-сегмента, чтобы что-то подлатать», – объясняет директор ателье «Силуэт» Елена Шельпякова.

Она говорит, что люди не часто идут в ателье с «дешевыми» вещами, которые купили в магазинах средней ценовой категории. От общей массы заказов – это 30–40%. Еще реже приходят покупатели из магазинов эконом-класса. Им нет смысла отдавать за ремонт или подгонку сумму, которую они заплатили в магазине.

«Все больше клиентов, которые ушли из дорогих бутиков, но не хотят менять дизайнерскую одежду на масс-маркет. Они просят сделать реплику дорогих вещей, приносят фотографии или образцы. Внутренняя религия не позволяет мне тупо копировать, поэтому с клиентом мы создаем что-то новое из тех же дорогих итальянских тканей. Я ожидаю бум реплик, которые будут стоить процентов на 50–60 дешевле», – объясняет Елена.

Большинство экспертов, опрошенных Republic, говорят, что рынок одежды в ближайшее время в лучшем случае ждет стагнация. Ожидаемое увеличение НДС с января 2019 года, низкие реальные доходы населения, рост курса валюты – все это не будет играть в пользу ритейлеров.

«Если в 2007 году одежные компании среднего и среднего плюс уровня прирастали на 20% в год минимум, то сегодня маркетологам приходится проявлять чудеса фантазии, чтобы удержать потребителя. Кроме того, обеспеченные покупатели имеют хороший и разнообразный гардероб, поэтому могут себе легко позволить долгое время донашивать купленные ранее вещи», – говорит Лариса Меньшикова.

Елена Шельпякова из ателье «Силуэт» считает, что падение будет, но рынок придет в себя: «Ну а пока люди будут больше ушивать, ремонтировать, штуковать. Мы поработаем „на дырках“ какое-то время. Не в первый раз такое».



Tags: базар, потребительский рынок
Subscribe
promo taxfree май 18, 2014 10:25 237
Buy for 50 tokens
Этот пост будет всегда висеть вверху чтобы можно было сравнить развитие страны с данным прогнозом. Прогноз дан 18 мая 2014 года Многие слышали о волновой теории Ральфа Эллиотта. Для тех кто не слышал - поясню, это в некотором смысле математическая или поведенческая теория, которая описывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →