Постоянные читатели моего блога знают что я часто цитировал ресурс основанный Джорджем Фридманом - Stratfor.
Этот ресурс занимается прогнозированием будущего с политической и общественной точки зрения. В 2009 году Фридман написал книгу "Мир в следующие 100 лет". Иногда мне кажется что президент Путин каждый свой день начинает с чтения этой книги - прочтет - и делает так как предсказывал Фридман в 2009 году.
Предлагаю ознакомиться с его предсказаниями насчет России. Напоминаю - это текст из 2009 года. Полный текст доступен по ссылке
----------------------------------------
Россия. 2010-220 годы
Геополитический подход предполагает, что крупные конфликты
повторяются. Многие европейские войны пытались ответить на вопрос об
истинном положении России: Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая
мировые войны пытались, отчасти, ответить на вопрос о статусе России.
Принимая во внимание этот опыт, Фридман утверждает, что, раз Россия не
распалась, она обязательно вновь возродится как великая держава, и вновь
поднимет вопрос о своем положении.
Важно иметь в виду, что самое геополитически слабое место России – ее
европейская граница. Где бы она ни проходила, она всегда остается совершенно
открытой для наступления войск. Единственное преимущество, которым Россия
располагает на этом направлении, - глубина территории, отделяющей
Центральную Россию от потенциальных противников. С остальных сторон
важным щитом России являются ее собственные климатические условия и
особенности ландшафта; даже Сибирь, несмотря на кажущуюся уязвимость для
Китая, поскольку лишена инфраструктуры и пустынна, на самом деле сама
является препятствием для любого вторжения.
Колоссальной проблемой России остается то, что она по-прежнему
лишена адекватных логистических средств. Несмотря на размер армии, из-за
сложности ее переброски по огромной территории, России будет сложно
защититься от нападения. Отчасти из-за этого руководство России
переосмыслило свою политику и стало заниматься главным образом экспортом
природных ресурсов: в первую очередь энергетических, а также металлов,
особенно ценных, древесины и продуктов сельского хозяйства. Хотя такая
политика более свойственна развивающимся странам, на деле она позволила
России укрепиться до такого состояния, когда стала возможной избирательная
реиндустриализация. Эта политика также дала России новые рычаги влияния на
международной арене.
Очевидно, что Россия не может быть богатой и слабой, поскольку тогда ее
слабостью воспользуются соседи, чтобы отобрать ее богатства. В связи с этим в
грядущем десятилетии Россия бросит значительные силы на увеличение своего
военного потенциала. Однако, хотя внешне будет казаться, что Россия
становится агрессивным государством и планирует свое возвращение в роли
одного из двух полюсов силы, на самом деле вооружение станет следствием
ощущения уязвимости, которое неизбежно сопровождает богатство. Ее действия
будут проходить в три этапа. Прежде всего, Россия попытается восстановить
систему буферов, подобную той, которая существовала при Советском Союзе.
Затем Россия попытается увеличить количество буферных государств и
продвинется за пределы бывшего Советского Союза. Третий этап, который на
самом деле начнется одновременно с первым, предусматривает попытки России
остановить формирование коалиций у своих границ.
Здесь важно обратить внимание на то, что удерживало Советский Союз
как единое государство, что стало причиной объединения множества
совершенно разных республик и народов, занимающих площадь от Тихого
океана до Балтийского моря. Причиной такого объединения стала
необходимость взаимопомощи для обеспечения безопасности и достойного
уровня жизни. Следовательно, страны, располагающиеся за Карпатами, стали
партнерами Советского Союза после Второй мировой войны лишь потому, что
на их территории продолжали находиться части Красной армии. Новая
экономическая модель, взятая на вооружение российским руководством, лишь
увеличила эту взаимозависимость. Как бы Украина ни хотела стать частью
Европы, она не может оторваться от России: ее удерживают экономические
связи, зависимость от ресурсов, а также военная мощь России.
Россия, очевидно, попытается утвердить свою сферу влияния. При этом
возможно, хотя и крайне маловероятно, создание новой формальной структуры
в Москве, которая будет осуществлять управление вернувшимися союзниками.
Говоря о союзниках, следует выделить три основных направления, на которых
будет происходить рост влияния России: Кавказ, Центральная Азия и Европа.
Кавказ служит естественной границей, разделяющей Россию и Турцию.
На его территории крайне затруднено и почти невозможно ведение боевых
действий, однако, если Россия потеряет свое присутствие здесь, то ее южная
граница окажется под серьезной угрозой. По этой причине категорически
неприемлема утрата Чечни, которая располагается на севере Кавказа. Если у
России будет выбор, она предпочтет укорениться еще глубже, в Грузии, чтобы
сместить границы на юг Кавказа; в контексте тесных отношений с Арменией это
позволило бы прочно защитить южные рубежи. Кроме того, возможность
полностью окружить Чечню российской территорией крайне привлекательна.
Очевидно, что развитию такого сценария будут препятствовать два игрока -
Турция и США. Результатом такого столкновения интересов, скорее всего,
станет ожесточенное противостояние.
Центральная Азия как таковая представляет определенный, хотя и
небольшой, интерес для России. Несмотря на наличие природных ресурсов,
главная задача, которую решает Центральная Азия, это защита границ России и
затруднение доступа к ним. Присутствие в регионе Соединенных Штатов
обусловлено военной операцией, которую американцы проводят в Афганистане.
Очевидно, что России такое затянувшееся присутствие невыгодно. Именно
поэтому принимаются меры по ограничению роли, которую США могут играть
в регионе. Не исключено, что интерес к Центральной Азии также проявит
Китай, заинтересованный в новых источниках ресурсов.
Европа окажется самым напряженным театром политической борьбы.
Украина и Беларусь жизненно необходимы России, так как дают столь
необходимую глубину, с помощью которой можно защищаться от вторжения.
Хотя сегодня мысль о нападении стран НАТО на Россию кажется невероятной,
Джордж Фридман отмечает, что в российской политической традиции
принимаются во внимание двадцатилетние циклы и укоренено понимание того,
что невозможное сегодня завтра превращается в реальное. Вступление Польши
и стран Прибалтики в НАТО создает прямую угрозу России. Государство,
ставшее жертвой вторжения трижды за два прошлых века, не будет рисковать в
такой ситуации. Однако США, уступившие позиции в Центральной Азии и
избегающие прямого вмешательства на Кавказе, не могут отступить из
Прибалтики. Фридман предполагает, что в середине второго десятилетия XXI
века Россия при поддержке Украины и Белоруссии начнет оказывать давление
на прибалтийские государства с тем, чтобы удалить НАТО от своих границ.
Поскольку Китай в это время должен ослабнуть или распасться, Европа должна
быть слабой и неоднородной, Соединенные Штаты будут заинтересованы в том,
чтобы Россия также не смогла стать глобальным игроком, и бросят силы на
поддержку прибалтов и Польши. Для этого, в частности, США будут передавать
вооружение и технологии европейским союзникам. Поскольку Германия и
Франция не заинтересованы в противостоянии с Россией и будут стремиться
избежать его любой ценой, они не дадут НАТО вмешаться на стороне Польши и
государств Прибалтики. Однако это будет иметь обратный ожидаемому
результат: США, пытаясь заставить Россию увязнуть в Восточной Европе, будут
содействовать ослаблению ЕС и поддерживать страны Восточной Европы,
которые соединятся в новый, динамически развивающийся блок. В ответ Россия
попытается оказать давление на Америку в других частях света, вступая с ней в
глобальное противостояние, которое достигнет пика к 2020 году. Поскольку в
новых условиях полная изоляция России, подобная изоляции Советского Союза,
будет невозможна, Соединенные Штаты начнут изучать различные способы
ограничения влияния России. Среди прочего это приведет к качественному
скачку в исследовании и внедрении новых источников энергии. Россия же по-
прежнему будет напирать на свои возможности в добыче природных ресурсов,
игнорируя научное развитие на всех направлениях, кроме военного. Также из-за
осложнения военно-политической обстановки на границах Россия будет
вынуждена вкладывать силы и средства в увеличение собственного военного
потенциала.
Однако в конечном итоге такая расстановка сил окажется проигрышной
для России. Из-за значительного перевеса военной компоненты, постоянного
напряжения на границах и давления на вооруженные силы, Россия в конечном
итоге не выдержит и в начале третьего десятилетия XXI века распадется
подобно тому, как распались Российская Империя и Советский Союз.
---------------------------------------- ---------------------------------------- ---------------------------------------- --------------------------
Ниже видео выступление Фридмана четыре месяца назад на конференции
Геополитический подход предполагает, что крупные конфликты
повторяются. Многие европейские войны пытались ответить на вопрос об
истинном положении России: Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая
мировые войны пытались, отчасти, ответить на вопрос о статусе России.
Принимая во внимание этот опыт, Фридман утверждает, что, раз Россия не
распалась, она обязательно вновь возродится как великая держава, и вновь
поднимет вопрос о своем положении.
Важно иметь в виду, что самое геополитически слабое место России – ее
европейская граница. Где бы она ни проходила, она всегда остается совершенно
открытой для наступления войск. Единственное преимущество, которым Россия
располагает на этом направлении, - глубина территории, отделяющей
Центральную Россию от потенциальных противников. С остальных сторон
важным щитом России являются ее собственные климатические условия и
особенности ландшафта; даже Сибирь, несмотря на кажущуюся уязвимость для
Китая, поскольку лишена инфраструктуры и пустынна, на самом деле сама
является препятствием для любого вторжения.
Колоссальной проблемой России остается то, что она по-прежнему
лишена адекватных логистических средств. Несмотря на размер армии, из-за
сложности ее переброски по огромной территории, России будет сложно
защититься от нападения. Отчасти из-за этого руководство России
переосмыслило свою политику и стало заниматься главным образом экспортом
природных ресурсов: в первую очередь энергетических, а также металлов,
особенно ценных, древесины и продуктов сельского хозяйства. Хотя такая
политика более свойственна развивающимся странам, на деле она позволила
России укрепиться до такого состояния, когда стала возможной избирательная
реиндустриализация. Эта политика также дала России новые рычаги влияния на
международной арене.
Очевидно, что Россия не может быть богатой и слабой, поскольку тогда ее
слабостью воспользуются соседи, чтобы отобрать ее богатства. В связи с этим в
грядущем десятилетии Россия бросит значительные силы на увеличение своего
военного потенциала. Однако, хотя внешне будет казаться, что Россия
становится агрессивным государством и планирует свое возвращение в роли
одного из двух полюсов силы, на самом деле вооружение станет следствием
ощущения уязвимости, которое неизбежно сопровождает богатство. Ее действия
будут проходить в три этапа. Прежде всего, Россия попытается восстановить
систему буферов, подобную той, которая существовала при Советском Союзе.
Затем Россия попытается увеличить количество буферных государств и
продвинется за пределы бывшего Советского Союза. Третий этап, который на
самом деле начнется одновременно с первым, предусматривает попытки России
остановить формирование коалиций у своих границ.
Здесь важно обратить внимание на то, что удерживало Советский Союз
как единое государство, что стало причиной объединения множества
совершенно разных республик и народов, занимающих площадь от Тихого
океана до Балтийского моря. Причиной такого объединения стала
необходимость взаимопомощи для обеспечения безопасности и достойного
уровня жизни. Следовательно, страны, располагающиеся за Карпатами, стали
партнерами Советского Союза после Второй мировой войны лишь потому, что
на их территории продолжали находиться части Красной армии. Новая
экономическая модель, взятая на вооружение российским руководством, лишь
увеличила эту взаимозависимость. Как бы Украина ни хотела стать частью
Европы, она не может оторваться от России: ее удерживают экономические
связи, зависимость от ресурсов, а также военная мощь России.
Россия, очевидно, попытается утвердить свою сферу влияния. При этом
возможно, хотя и крайне маловероятно, создание новой формальной структуры
в Москве, которая будет осуществлять управление вернувшимися союзниками.
Говоря о союзниках, следует выделить три основных направления, на которых
будет происходить рост влияния России: Кавказ, Центральная Азия и Европа.
Кавказ служит естественной границей, разделяющей Россию и Турцию.
На его территории крайне затруднено и почти невозможно ведение боевых
действий, однако, если Россия потеряет свое присутствие здесь, то ее южная
граница окажется под серьезной угрозой. По этой причине категорически
неприемлема утрата Чечни, которая располагается на севере Кавказа. Если у
России будет выбор, она предпочтет укорениться еще глубже, в Грузии, чтобы
сместить границы на юг Кавказа; в контексте тесных отношений с Арменией это
позволило бы прочно защитить южные рубежи. Кроме того, возможность
полностью окружить Чечню российской территорией крайне привлекательна.
Очевидно, что развитию такого сценария будут препятствовать два игрока -
Турция и США. Результатом такого столкновения интересов, скорее всего,
станет ожесточенное противостояние.
Центральная Азия как таковая представляет определенный, хотя и
небольшой, интерес для России. Несмотря на наличие природных ресурсов,
главная задача, которую решает Центральная Азия, это защита границ России и
затруднение доступа к ним. Присутствие в регионе Соединенных Штатов
обусловлено военной операцией, которую американцы проводят в Афганистане.
Очевидно, что России такое затянувшееся присутствие невыгодно. Именно
поэтому принимаются меры по ограничению роли, которую США могут играть
в регионе. Не исключено, что интерес к Центральной Азии также проявит
Китай, заинтересованный в новых источниках ресурсов.
Европа окажется самым напряженным театром политической борьбы.
Украина и Беларусь жизненно необходимы России, так как дают столь
необходимую глубину, с помощью которой можно защищаться от вторжения.
Хотя сегодня мысль о нападении стран НАТО на Россию кажется невероятной,
Джордж Фридман отмечает, что в российской политической традиции
принимаются во внимание двадцатилетние циклы и укоренено понимание того,
что невозможное сегодня завтра превращается в реальное. Вступление Польши
и стран Прибалтики в НАТО создает прямую угрозу России. Государство,
ставшее жертвой вторжения трижды за два прошлых века, не будет рисковать в
такой ситуации. Однако США, уступившие позиции в Центральной Азии и
избегающие прямого вмешательства на Кавказе, не могут отступить из
Прибалтики. Фридман предполагает, что в середине второго десятилетия XXI
века Россия при поддержке Украины и Белоруссии начнет оказывать давление
на прибалтийские государства с тем, чтобы удалить НАТО от своих границ.
Поскольку Китай в это время должен ослабнуть или распасться, Европа должна
быть слабой и неоднородной, Соединенные Штаты будут заинтересованы в том,
чтобы Россия также не смогла стать глобальным игроком, и бросят силы на
поддержку прибалтов и Польши. Для этого, в частности, США будут передавать
вооружение и технологии европейским союзникам. Поскольку Германия и
Франция не заинтересованы в противостоянии с Россией и будут стремиться
избежать его любой ценой, они не дадут НАТО вмешаться на стороне Польши и
государств Прибалтики. Однако это будет иметь обратный ожидаемому
результат: США, пытаясь заставить Россию увязнуть в Восточной Европе, будут
содействовать ослаблению ЕС и поддерживать страны Восточной Европы,
которые соединятся в новый, динамически развивающийся блок. В ответ Россия
попытается оказать давление на Америку в других частях света, вступая с ней в
глобальное противостояние, которое достигнет пика к 2020 году. Поскольку в
новых условиях полная изоляция России, подобная изоляции Советского Союза,
будет невозможна, Соединенные Штаты начнут изучать различные способы
ограничения влияния России. Среди прочего это приведет к качественному
скачку в исследовании и внедрении новых источников энергии. Россия же по-
прежнему будет напирать на свои возможности в добыче природных ресурсов,
игнорируя научное развитие на всех направлениях, кроме военного. Также из-за
осложнения военно-политической обстановки на границах Россия будет
вынуждена вкладывать силы и средства в увеличение собственного военного
потенциала.
Однако в конечном итоге такая расстановка сил окажется проигрышной
для России. Из-за значительного перевеса военной компоненты, постоянного
напряжения на границах и давления на вооруженные силы, Россия в конечном
итоге не выдержит и в начале третьего десятилетия XXI века распадется
подобно тому, как распались Российская Империя и Советский Союз.
----------------------------------------
Ниже видео выступление Фридмана четыре месяца назад на конференции
Journal information